Плитка Cerim | Плитка Eiffelgres | Интерьеры и экстерьеры | История и культура | |||
Керамические материалы | Керамическая плитка | Керамогранит | Натуральный камень | Искусственный камень | Строительные нормативы | ||
О проекте Контакты История и культураЗимний дворецСтатуя Юпитера и римские портреты в ЭрмитажеМалый Эрмитаж и Павильонный залЛестницы ЭрмитажаЭрмитаж: Гербовый зал, Военная галерея, Георгиевский залЭрмитаж: Концертный зал, Петровский зал, Малахитовый зал |
Статуя Юпитера и римские портреты в ЭрмитажеОтдел истории культуры и искусства античного мира Эрмитажа располагает коллекцией, насчитывающей свыше ста тысяч памятников культуры и искусства Древней Греции и Рима, античных колоний Северного Причерноморья и Древней Италии. Большинство из них найдено во время археологических раскопок в XIX — ХХ веках на северном побережье Черного моря на месте античных городов-колоний Пантикапея, Нимфея, Феодосии, Херсонеса (Крым), Ольвии (Николаевская область), Фанагории (Таманский полуостров) и др., а также приобретено в Италии и других странах для эрмитажного собрания. Собрание памятников античности существует в Эрмитаже с момента открытия музея в 1852 году. Среди культовых памятников римского времени выделяется своими огромными размерами статуя верховного бога — покровителя римского государства — Юпитера, найденная в XIX веке во время раскопок древнего храма в окрестностях Рима. Статуя выполнена в 1 веке н. э.— в период усиления могущества Рима, когда возводились грандиознейшие архитектурные сооружения (Колизей, арка Тита и т. д.) и создавались многочисленные скульптурные памятники. Подобное изображение 10иитера восходит к не дошедшей до нас, но послужившей образцом для многих более поздних работ античных мастеров статуе Зевса, исполненной для храма в Олимпии великим греческим ваятелем V века до и. э. Фидием.
В соответствии с представлениями древних греков и римлян, «очеловечивавших» своих богов, скульптор изображает Юпитера в виде могущественного и прекрасного человека, восседающего на троне. Возле ног верховного бога располагается его спутник - орел. В одной руке Юпитера скипетр — знак власти над всем миром, над богами и людьми; в другой — фигурка богини победы Виктории. Статуя была выполнена в акролитной технике (мрамор сочетался с позолоченным деревом). Плащ, сделанный первоначально из позолоченного дерева, не сохранился и при реставрации был воссоздан в тонированном гипсе. Плащ, спускающийся стройными складками с плеча, перекрывает колени и, свисая с постамента, придает композиции большую устойчивость и монолитность. Огромные размеры статуи (еще более ощутимые при сопоставлении с фигуркой Виктории, которую Юпитер держит в вытянутой руке), торжественная и величавая поза, правильные черты лица и его спокойствие, длинные ниспадающие на плечи волосы, густая борода, полуобнаженное мускулистое, могучее тело создают впечатление силы, величия, придавая образу идеализированный и монументальный характер. Большое место занимают в экспозиции римские скульптурные портреты. В Эрмитаже их около ста двадцати. Это одна из лучших в мире коллекций, позволяющая проследить развитие портретной пластики с I века до н. э., когда портрет в Риме оформляется в самостоятельный жанр, до IV века н. э. — времени падения Рима. Развитие римского портретного искусства первоначально во многом было связано с древним обычаем снимать с лица умершего знатного человека посмертную маску и хранить ее в доме покойного. Снятая в гипсе и отлитая затем из воска, маска с мельчайшими подробностями фиксировала черты лица. Но, разумеется, она не была произведением искусства, не являлась художестввенным образом. Особенно важную роль поэтому сыграло знакомство римлян с греческой скульптурой, в частности портретной, привозившейся в Рим во время завоевательных войн и украсившей римские храмы, площади, дома. Римские мастера постепенно отказываются от документальной точности масок и все чаще прибегают к обобщенной трактовке черт лица; обращаются они и к новому для них материалу — мрамору; наконец, применяют новые художественные приемы. Однако в отличие от греческих скульпторов, чаще всего создававших статуи, римские мастера обычно выполняют бюсты, фиксируя внимание на лице человека и добиваясь максимальной его выразительности. Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но и раскрывающие характер человека, позволяющие ощутить дух эпохи, в которую он жил. Таковы первоклассные портреты императоров Люция Вера (соправителя Марка Аврелия) и Клодия Бальбина, императрицы Солонины (Этрусциллы?), «Портрет сириянки» и ряд других. Один из лучших образцов портрета — бюст римского императора 111 века н. э. Филиппа Аравитянина. Это варвар, выходец из Аравии, из восточных провинций Римской империи, который при поддержке армии сверг своего предшественника и на недолгий срок захватил власть в Риме (244 — 249 rr.). Коротко остриженная голова немного квадратной формы, резкие прорези морщин на лбу, тяжело и угрюмо нависающие брови, плотно сжатые губы, грубые складки на лице, шероховатая поверхность которого кажется обветренной и плохо выбритой — таков выразительный образ «императора-солдата». Даже трактовка одежды с ее крупными, массивными складками подчеркивает физическую грубую силу, угрюмый и властный характер человека. В этом портрете сказались черты, характерные для поздне-римского искусства (III в.), в частности влияние варварской культуры. Римские скульпторы не ставили подписи на своих работях, имена их нам неизвестны. Но роль их в развитии мирового искусства колоссальна. Римские мастера продолжили, развивая на новом, более высоком этапе, достижения скульпторов Древнего Египта и Греции.
В Эрмитаже выставлены также мраморные римские саркофаги, служившие обычно надгробными памятниками (иногда их располагали на дорогах, ведущих к храмам). Наружные стены саркофагов украшали рельефами. На одном из саркофагов изображена свадьба, на которой присутствуют и боги. Подобное сочетание в одной сцене образов реальных людей и богов, которые становятся непосредственными участниками конкретных событий в жизни римлян, было характерно для многих повествовательных рельефов, получивших в Риме большое распространение. Следующая страница: Малый Эрмитаж и Павильонный зал
|
© ГК «Модный интерьер», 2009-2015. Плитка и камень. Керамическая плитка, керамогранит, натуральный камень. Терракота Sannini, фарфоровая плитка Cerim. Дизайн интерьера, раскладка плитки, проекты ванных комнат, душевых, саун, бассейнов. |
О проекте Контакты Карта сайта |
|||